Локос

Дизайн для реального мира – принципы легенды промышленного дизайна – Виктора Папанека

Приблизительное время чтения: 7 мин

Виктор Папанек – американский промышленный дизайнер с австрийскими корнями. Его идеи, сформулированные ещё в 1960-х, сыграли важную роль в становлении дизайна, как мы его понимаем сегодня.

Он разрабатывал дизайн значимых для ЮНЕСКО и ВОЗ предметов, а также принимал участие в других общественно-важных проектах по всему миру. В нашем сегодняшнем материале расскажем поподробнее об идеях легендарного дизайнера.

Содержание:

  1. Предыстория

  2. Взгляд на дизайн

  3. Эстетика и философия

  4. Радиоприёмник за 9 долларов.

  5. CP-1 Cube

  6. Функциональный блок Х-3

***
Дизайн – это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка.
***

Предыстория

Молодой Виктор Папанек

Молодой Виктор Папанек

Папенек родился в столице Австрии между Первой и Второй мировыми войнами. Его отец расстался с жизнью во время службы во Французской армии, когда сам Виктор получал образование в Англии. После аннексии Австрии нацистской Германией в 1941-м году, 15-летний Папанек вынужден был бежать в США, где и прожил всю жизнь.

Ранний мультикультурный опыт и непринятие идей национал-социализма вне всякого сомнения сыграли заметную роль в формировании идей Папанека.

Взгляд на дизайн

Виктор Папанек

Как и многие другие герои этой рубрики Виктор Папанек считал главным качеством дизайна функциональность, а точнее – способность удовлетворять реальные потребности пользователя.

Наиболее значимые работы Папанека – это дизайн-концепты, которые призваны решать глобальные проблемы человечества, например, социальные или климатические. В своём главном трактате «Дизайн для реального мира» он критически отзывается о роли коммерческого дизайна:

***
«Положение дизайнерской профессии можно сравнить с тем, что случилось бы в медицине, если бы все доктора отказались от терапевтической практики и хирургии и сосредоточились исключительно на дерматологии, пластической хирургии и косметике.»
***

В 1964 году во время лекции в Школе дизайна Род-Айленда Папанек назвал коммерческий дизайн «извращением великого инструмента» и призвал дизайнеров удовлетворять «настоящие потребности», а не «фальшивые желания».

Под «коммерческим дизайном» здесь понимается оформление товаров по заказу бизнеса, без оглядки на их социальную значимость, а под «настоящими потребностями» – решение проблем, которые являются следствием глобальных проблем человечества, таких как социальная несправедливость или загрязнение окружающей среды.

Виктор Папанек на съемках передачи Design Dimensions

Виктор Папанек на съемках передачи Design Dimensions в Буффало (1961–1963)

Первым профессиональным опытом Виктора стала разработка дизайна для портативного радио. Он ответственно отнёсся к задаче, но чувствовал, что занят не тем. Причиной тому было то, что ему доверили лишь «косметический дизайн». То есть придумать такой внешний вид, который будет хорошо продаваться.

***
«Я должен согласиться, что дизайнер несет ответственность за то, как те товары, которые он проектирует, принимаются на рынке. Однако этот взгляд слишком узок и ограничен. Ответственность дизайнера должна быть гораздо большей. Она должна определяться его общественной и нравственной позицией…»
***

Эстетика и философия

Виктор Папанек преподает в Художественном институте Канзас-Сити

Виктор Папанек преподает в Художественном институте Канзас-Сити

Виктор Папанек последовательно выступал за то, что дизайн должен быть инклюзивным, но не унифицированным. Проще говоря, предметы, над которыми трудились промышленные дизайнеры, должны быть удобны и доступны наибольшему количеству людей. Но в то же время, по мнению Виктора, нельзя создать «единственно правильный» дизайн, ведь любой концепт всегда можно усовершенствовать, вдохновившись локальными или национальными идеями и подходами.

Папанек с осмысленной симпатией относился к культурным контекстам и установкам разных стран, поэтому подробно изучал их на протяжении жизни: быт эскимосов он анализировал во время 5-летней командировки в Канаду, много лет устанавливал связи с коренным народом Америки – навахо, а за изучение бытовой культуры народов Хорватии университет Загреба присвоил Папанеку звание почётного доктора наук.

Даже в качестве преподавателя он обменивался опытом со студентами из Швеции, Дании и других стран. В начале самой известной книги Виктора Папанека красуется небольшой абзац:

***
«Эту книгу я посвящаю моим студентам, с благодарностью за то, чему они научили меня».
***

Радиоприёмник за 9 долларов.

Радиоприёмник для беднейших стран Виктора Папанека (1965)

Радиоприёмник для беднейших стран Виктора Папанека (1965)

Одной из наиболее известных и успешных работ Виктора Папанека стало «Tin Can Radio», или «Радио из консервной банки» 1965 года. Концепт был поднят на смех. Вы наверняка тоже спросите, в чём же здесь выдающаяся заслуга дизайнера? Ответ – в доступности.

Идея «Радио из консервной банки» в том, чтобы обеспечить жителей Африки и других развивающихся стран доступом к информации, а значит, к образованию и развитию. Это непритязательное устройство стоило всего 8,98 долларов США по курсу 1966 года и работало от энергии парафиновой свечи.

Благодаря этому «Tin Can Radio» оказалось по-настоящему востребованным товаром, что редкость для дизайн-концепта. На протяжении нескольких лет оно производилось и поставлялось в беднейшие страны мира.

CP-1 Cube

Игровой куб для больных ДЦП

Игровой куб для больных ДЦП, спроектированный командой под руководством Виктора Папанека (1968)

CP-1 – это английское название церебрального паралича (ДЦП). «CP-1 Cube» же можно перевести, как «Игровой куб для больных ДЦП».

Будучи одержимым социальной миссией дизайнера, Папанек, среди прочего, приложил руку к разработке оборудования для детей, больных ДЦП. Данный куб – это двухметровая мобильная конструкция из тактильных материалов, которая преобразуется в 2 секции и включает специальные игрушки, тренажеры и другое оборудование.

В своей книге Папанек пишет, что счёл большинство современных ему способов адаптации детей с ДЦП неудобными, а некоторые – и вовсе негуманными и варварскими. Например, для развития мелкой моторики большого и указательного пальцев, детям с ДЦП просто связывали 3 остальных пальца вместе. Виктор с товарищами, в частности, спроектировали для CP-1 Cube игрушки, которые поощряли детей пользоваться большим и указательным пальцами и не сковывали движения остальных.

Функциональный блок Х-3

Функциональный блок Х-3

Функциональных блок Х-3 для чтения, сна и отдыха от Виктора Папанека (1946-1948)

Наименее социально-значимая, но не менее талантливая работа мастера. Громоздкое название обсуловлено тем, что по задумке автора, данный предмет нельзя отнести ни к стульям, ни к креслам, ни к кроватям. Это многофункциональное приспособление, чтобы комфортно сидеть или лежать. Полное название концепта содержит ёмкую инструкцию: «Reading, Sleeping, Resting, Lounging». То есть «Чтение, Сон, краткосрочный и долгосрочный отдых».

Благодаря Функциональному блоку Х-3 Виктор Папанек рассчитывал решить проблему нагромождения мебели в домах, а значит и внести вклад в решение проблем перепроизводства и перепотребления. При этом дизайнер предлагает удобную альтернативу привычной модели, а не просто морализаторствует. В этом весь метод Папанека.

К сожалению, этот концепт не оправдал ожиданий и остался лишь концептом. Однако он стал яркой и наглядной иллюстрацией к функциональному подходу в дизайне, с которым по сей день соглашается большинство великих промышленных дизайнеров.

***

Понимание фундаментальных идей промышленного дизайна даёт представление о том, как значимые творцы и специалисты не просто способствовали продажам, но помогали делать покупателя счастливее. Но при разработке дизайн-проекта квартиры или торгового пространства всегда лучше обратиться к профессионалам с многолетним опытом. Как раз такие работают в студии дизайна Локос.

Ознакомиться с нашими проектами и заказать звонок специалиста вы можете на нашем сайте: Нажми для перехода

Или обратиться в наши магазины по адресам:
ул. Свердловский пр-т, 39
Телефон: (351) 225-00-41
ул. Комсомольский пр-т, 94
Телефон: (351) 723-02-41
г. Миасс, ул. 8 марта, 189
Телефон: (351) 357-04-54

123
×