Приблизительное время чтения: 7 мин
Виктор Папанек – американский промышленный дизайнер с австрийскими корнями. Его идеи, сформулированные ещё в 1960-х, сыграли важную роль в становлении дизайна, как мы его понимаем сегодня.
Он разрабатывал дизайн значимых для ЮНЕСКО и ВОЗ предметов, а также принимал участие в других общественно-важных проектах по всему миру. В нашем сегодняшнем материале расскажем поподробнее об идеях легендарного дизайнера.
Содержание:
- Предыстория
- Взгляд на дизайн
- Эстетика и философия
- Радиоприёмник за 9 долларов.
- CP-1 Cube
- Функциональный блок Х-3
Дизайн – это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка.
***
Предыстория
Папенек родился в столице Австрии между Первой и Второй мировыми войнами. Его отец расстался с жизнью во время службы во Французской армии, когда сам Виктор получал образование в Англии. После аннексии Австрии нацистской Германией в 1941-м году, 15-летний Папанек вынужден был бежать в США, где и прожил всю жизнь.
Ранний мультикультурный опыт и непринятие идей национал-социализма вне всякого сомнения сыграли заметную роль в формировании идей Папанека.
Взгляд на дизайн
Как и многие другие герои этой рубрики Виктор Папанек считал главным качеством дизайна функциональность, а точнее – способность удовлетворять реальные потребности пользователя.
Наиболее значимые работы Папанека – это дизайн-концепты, которые призваны решать глобальные проблемы человечества, например, социальные или климатические. В своём главном трактате «Дизайн для реального мира» он критически отзывается о роли коммерческого дизайна:
«Положение дизайнерской профессии можно сравнить с тем, что случилось бы в медицине, если бы все доктора отказались от терапевтической практики и хирургии и сосредоточились исключительно на дерматологии, пластической хирургии и косметике.»
***
В 1964 году во время лекции в Школе дизайна Род-Айленда Папанек назвал коммерческий дизайн «извращением великого инструмента» и призвал дизайнеров удовлетворять «настоящие потребности», а не «фальшивые желания».
Под «коммерческим дизайном» здесь понимается оформление товаров по заказу бизнеса, без оглядки на их социальную значимость, а под «настоящими потребностями» – решение проблем, которые являются следствием глобальных проблем человечества, таких как социальная несправедливость или загрязнение окружающей среды.
Первым профессиональным опытом Виктора стала разработка дизайна для портативного радио. Он ответственно отнёсся к задаче, но чувствовал, что занят не тем. Причиной тому было то, что ему доверили лишь «косметический дизайн». То есть придумать такой внешний вид, который будет хорошо продаваться.
«Я должен согласиться, что дизайнер несет ответственность за то, как те товары, которые он проектирует, принимаются на рынке. Однако этот взгляд слишком узок и ограничен. Ответственность дизайнера должна быть гораздо большей. Она должна определяться его общественной и нравственной позицией…»
***
Эстетика и философия
Виктор Папанек последовательно выступал за то, что дизайн должен быть инклюзивным, но не унифицированным. Проще говоря, предметы, над которыми трудились промышленные дизайнеры, должны быть удобны и доступны наибольшему количеству людей. Но в то же время, по мнению Виктора, нельзя создать «единственно правильный» дизайн, ведь любой концепт всегда можно усовершенствовать, вдохновившись локальными или национальными идеями и подходами.
Папанек с осмысленной симпатией относился к культурным контекстам и установкам разных стран, поэтому подробно изучал их на протяжении жизни: быт эскимосов он анализировал во время 5-летней командировки в Канаду, много лет устанавливал связи с коренным народом Америки – навахо, а за изучение бытовой культуры народов Хорватии университет Загреба присвоил Папанеку звание почётного доктора наук.
Даже в качестве преподавателя он обменивался опытом со студентами из Швеции, Дании и других стран. В начале самой известной книги Виктора Папанека красуется небольшой абзац:
«Эту книгу я посвящаю моим студентам, с благодарностью за то, чему они научили меня».
***
Радиоприёмник за 9 долларов.
Одной из наиболее известных и успешных работ Виктора Папанека стало «Tin Can Radio», или «Радио из консервной банки» 1965 года. Концепт был поднят на смех. Вы наверняка тоже спросите, в чём же здесь выдающаяся заслуга дизайнера? Ответ – в доступности.
Идея «Радио из консервной банки» в том, чтобы обеспечить жителей Африки и других развивающихся стран доступом к информации, а значит, к образованию и развитию. Это непритязательное устройство стоило всего 8,98 долларов США по курсу 1966 года и работало от энергии парафиновой свечи.
Благодаря этому «Tin Can Radio» оказалось по-настоящему востребованным товаром, что редкость для дизайн-концепта. На протяжении нескольких лет оно производилось и поставлялось в беднейшие страны мира.
CP-1 Cube
CP-1 – это английское название церебрального паралича (ДЦП). «CP-1 Cube» же можно перевести, как «Игровой куб для больных ДЦП».
Будучи одержимым социальной миссией дизайнера, Папанек, среди прочего, приложил руку к разработке оборудования для детей, больных ДЦП. Данный куб – это двухметровая мобильная конструкция из тактильных материалов, которая преобразуется в 2 секции и включает специальные игрушки, тренажеры и другое оборудование.
В своей книге Папанек пишет, что счёл большинство современных ему способов адаптации детей с ДЦП неудобными, а некоторые – и вовсе негуманными и варварскими. Например, для развития мелкой моторики большого и указательного пальцев, детям с ДЦП просто связывали 3 остальных пальца вместе. Виктор с товарищами, в частности, спроектировали для CP-1 Cube игрушки, которые поощряли детей пользоваться большим и указательным пальцами и не сковывали движения остальных.
Функциональный блок Х-3
Наименее социально-значимая, но не менее талантливая работа мастера. Громоздкое название обсуловлено тем, что по задумке автора, данный предмет нельзя отнести ни к стульям, ни к креслам, ни к кроватям. Это многофункциональное приспособление, чтобы комфортно сидеть или лежать. Полное название концепта содержит ёмкую инструкцию: «Reading, Sleeping, Resting, Lounging». То есть «Чтение, Сон, краткосрочный и долгосрочный отдых».
Благодаря Функциональному блоку Х-3 Виктор Папанек рассчитывал решить проблему нагромождения мебели в домах, а значит и внести вклад в решение проблем перепроизводства и перепотребления. При этом дизайнер предлагает удобную альтернативу привычной модели, а не просто морализаторствует. В этом весь метод Папанека.
К сожалению, этот концепт не оправдал ожиданий и остался лишь концептом. Однако он стал яркой и наглядной иллюстрацией к функциональному подходу в дизайне, с которым по сей день соглашается большинство великих промышленных дизайнеров.
Понимание фундаментальных идей промышленного дизайна даёт представление о том, как значимые творцы и специалисты не просто способствовали продажам, но помогали делать покупателя счастливее. Но при разработке дизайн-проекта квартиры или торгового пространства всегда лучше обратиться к профессионалам с многолетним опытом. Как раз такие работают в студии дизайна Локос.
Ознакомиться с нашими проектами и заказать звонок специалиста вы можете на нашем сайте: Нажми для перехода
Или обратиться в наши магазины по адресам:
ул. Свердловский пр-т, 39
Телефон: (351) 225-00-41
ул. Комсомольский пр-т, 94
Телефон: (351) 723-02-41
г. Миасс, ул. 8 марта, 189
Телефон: (351) 357-04-54