А вы знали, что при посещении магазина часть Ваших клиентов могут чувствовать себя словно в лабиринте?
Подойти к входной группе и вступить за порог – начало испытания.
Передвижение между стеллажами и полками – решение головоломки.
И, наконец, первое касание искомого продукта – законченное приключение.
Где раскрываются все его детали, а посетитель испытывает разные эмоции: удивление, сомнение, предвкушение и принятие.
Хотите, чтобы Гость положительно воспринял Ваш магазин? Тогда обратите на планировку.
- После прочтения нашей статьей Вы:
- узнаете больше о том, как грамотно выстроить планировку торгового зала.
- пронаблюдаете за прохождением всех этапов покупки у клиента и Вашего продукта.
- увеличите проходимость магазина за счёт грамотно выстроенного подхода.
Содержание:
- Особенности восприятия торгового павильона клиентами
- Принципы планирования площади магазина.
- Виды планировок торгового зала.
- Наш совет для тех, кто открывает магазин
Особенности восприятия.
- Все мы непохожи. Но в нашем поведении можно проследить некоторые закономерности:
Мы живём в мире правшей. И поэтому, психологически, нам комфортнее передвигаться против часовой стрелки.
Поэтому можно сделать несколько рекомендаций:
Вход планируйте правее, чем выход.
Самый популярный товар размещайте по правую руку.
Например, Вы решили открыть шоу-рум мужской классической одежды: костюмы, сорочки, обувь и аксессуары.
Что следует разместить первым по правой стороне магазина? Поразмышляйте, составьте собственный ответ.
- Мужчины, женщины ведут себя по-разному. Но так ли это на самом деле?
- Факты за:
- Мужчины, в большей степени, склонны быстро найти, проанализировать и приобрести необходимый товар.
- Они не станут обходить все ряды, рассматривая и изучая информацию о большей части ассортимента.
Женщины, при виде такого обилия данных о продуктах расслабляются и, словно в потоке, проводят гораздо больше времени в магазине.
- Факты против:
- Представители обоих полов передвигаются по павильонам с одинаковой средней скоростью и по одинаковому паттерну.
- Около 80-90% покупателей проходят только внешний периметр помещения, исключая внутренние островки, стеллажи.
- Только 50% всех посетителей всё-таки посещают данные объекты.
Вывод: изучите конкурентов, структуру их помещений, площади магазинов. Найдите золотую середину, чтобы мужчины могли без труда добраться до продукта, а женщины – имели место где разгуляться.
Принципы планирования площади магазина
Создание удобного пространства, в частности разграничение зон торговым оборудованием, например стеллажами или витринами, делает поиск товара легче.
В результате чего выручка вполне может вырасти на 30-70% только благодаря грамотной перепланировке.- Но что же входит в грамотную перепланировку?
Создание новых пространств для клиентов и персонала
Ни те, ни другие не должны мешать друг другу во время перемещения и взаимодействия с товаром.
По возможности, дайте Вашим покупателям стоять вдвоём, а лучше втроём в одном ряду между торговыми стеллажами, рядами.
Предотвращение хищений.
Торговую площадь правильной геометрии эффективнее охранять с помощью систем видео наблюдения.
А быстрый пеший доступ к отделам магазина, зоне вызова ГБР позволят существенно снизить % хищений.
Учёт специфики товарных предложений.
Имеется в виду, что доступ к товарам, их потребительские особенности не должны быть скрыты от посетителей.
Грамотное выделение премиальных, высокорентабельных товаров.
Связь зон разгрузки, хранения, подготовки к транспортировке.
Данные пространства должны быть связаны друг с другом и визуально скрыты от основного торгового павильона.
Места для обработки товара.
Этим местом может быть прилавок, целое помещение и т.д. Лучше, чтобы они были связаны непосредственно с торговыми залами, обеспечивали кратчайший путь транспортировки до мест продаж.
Виды планировок торгового помещения
Маркетологи, мерчендайзеры, дизайнеры борются за право диктовать свою точку зрения в построении магазина.
Но есть ли в этом смысл, когда потребители уже давно обозначили наиболее эффективные методы расстановки мебели?
Давайте их рассмотрим
Линейная планировка – при ней оборудование формирует параллельные ряды по которым перемещаются посетители.
+ Достойная видимость продукции между стеллажами
+ Большая проходимость и максимальное использование площади
+ Удобство обслуживания за счёт маркирования рядов и полок
- Легко потеряться без навесных обозначений и путевых линий.
- Ограничения в виде стеллажей. Труднее создать уникальный дизайн.
Используется: крупными продовольственными, книжными, дисконт центрами, магазинами электробытовой техники и т.п.
Планировка петля – это, возможно, самый популярный метод расстановки торгового оборудования, при котором по внешнему периметру ставится высокое оборудование, а в центре – низкое.
+ Лучший обзор для посетителей и охраны
+ Подходит для помещений на 50-150 кв. м.
+ Простор для фантазии дизайнеров
- Эффективность использования 1 м. Кв. ниже, чем у линейного вида
- Затруднительно задать уникальный паттерн движения посетителей в магазине
Используется: магазинами одежды, косметики и парфюмерии, продуктовыми, целыми торговыми центрами (при размещении в центре небольших островных точек, и крупных отделов по краям) и т.п.
При боксовой планировки помещение зонируется на отделы, выполняющие уникальные задачи.
Например, попадая в небольшое помещение, Вы могли заметить как площадь делит кофейня, цветочный магазин, центр копирайтинга и дизайна.
Все они располагаются внутри одного магазина, но делят его «боксы».
+ Сниженная плата за аренду
+ Создание уникального пространства, предоставляющего несколько продуктов/услуг
- Внутренняя конкуренция в помещении
- Возникновение сильной изоляции отделов друг от друга
Произвольная планировкаподразумевает под собой расстановку оборудования без сформированной системы в зависимости от произвольной формы комнаты.
Так Вы можете сформировать увлекательный лабиринт в мебельном магазине, книжных, антикварных лавках и т.п.
Выставочная планировка произошла от смешения лабиринта и петли. Формируется запланированный путь для покупателей, вдоль которого создаётся выставка товаров, услуг и других предложений.
Вывод: используйте виды планировок по ситуации: в зависимости от Вашего бизнеса/перечня услуг, товаров.
Комбинируйте, общайтесь в дизайнерами-планировщиками, которые смогут посоветовать как выработать максимально удачное решение, подходящее только для Вас.
Блиц вопросов-ответов от нашего дизайнера:
С какими трудностями можно столкнуться при планировке?
Покупатель пытается разместить максимальное количество товара на участок площади и торгового оборудования.
Это может привести к изменению интерьера магазина, который позже начнет выглядеть, как склад.
Придерживайтесь правила: всего – в меру.
На что обратить внимание при оборудовании маленького/большого магазина?
Сначала следует провести анализ/ проектирование покупательских путей, наложить полученные данные на предметную область бизнеса, и только после этого начинать заниматься подбором оборудования(разных видов, цветов, материалов и т.д.) и графическим дизайном.
Как лучше разместить обслуживающие помещения?
Техническое помещение лучше размещать как можно дальше от входа и глаза покупателя.
Старайтесь размещать его рядом кассовыми прилавками, в конце линий стеллажей, дабы эти помещения были известны только для сотрудников.
В каких ситуациях линейная расстановка оборудования не подойдет, а вместо неё лучше будет использовать петлю?
Определённо при маленьких площадях помещения, т.к. линейно выставленные стеллажи займут значительную часть помещения, в результате чего покупателям будет неудобно и некомфортно находиться внутри такого магазина.