Локос

Виды и принципы планировки торговых помещений

А вы знали, что при посещении магазина часть Ваших клиентов могут чувствовать себя словно в лабиринте?

Подойти к входной группе и вступить за порог – начало испытания.

Передвижение между стеллажами и полками – решение головоломки.

И, наконец, первое касание искомого продукта – законченное приключение.

Где раскрываются все его детали, а посетитель испытывает разные эмоции: удивление, сомнение, предвкушение и принятие.

Хотите, чтобы Гость положительно воспринял Ваш магазин? Тогда обратите на планировку.

    После прочтения нашей статьей Вы:
  • узнаете больше о том, как грамотно выстроить планировку торгового зала.
  • пронаблюдаете за прохождением всех этапов покупки у клиента и Вашего продукта.
  • увеличите проходимость магазина за счёт грамотно выстроенного подхода.

Содержание:

  1. Особенности восприятия торгового павильона клиентами
  2. Принципы планирования площади магазина.
  3. Виды планировок торгового зала.
  4. Наш совет для тех, кто открывает магазин

Особенности восприятия.

    Все мы непохожи. Но в нашем поведении можно проследить некоторые закономерности:
  • Мы живём в мире правшей. И поэтому, психологически, нам комфортнее передвигаться против часовой стрелки.

    Поэтому можно сделать несколько рекомендаций:

    Вход планируйте правее, чем выход.

    Самый популярный товар размещайте по правую руку.

    Например, Вы решили открыть шоу-рум мужской классической одежды: костюмы, сорочки, обувь и аксессуары.

    линейная планировка

    Что следует разместить первым по правой стороне магазина? Поразмышляйте, составьте собственный ответ.

  • Мужчины, женщины ведут себя по-разному. Но так ли это на самом деле?
      Факты за:
    • Мужчины, в большей степени, склонны быстро найти, проанализировать и приобрести необходимый товар.
    • Они не станут обходить все ряды, рассматривая и изучая информацию о большей части ассортимента.

    Женщины, при виде такого обилия данных о продуктах расслабляются и, словно в потоке, проводят гораздо больше времени в магазине.

    линейная планировка
      Факты против:
    • Представители обоих полов передвигаются по павильонам с одинаковой средней скоростью и по одинаковому паттерну.
    • Около 80-90% покупателей проходят только внешний периметр помещения, исключая внутренние островки, стеллажи.
    • Только 50% всех посетителей всё-таки посещают данные объекты.

Вывод: изучите конкурентов, структуру их помещений, площади магазинов. Найдите золотую середину, чтобы мужчины могли без труда добраться до продукта, а женщины – имели место где разгуляться.

Принципы планирования площади магазина

линейная планировка

Создание удобного пространства, в частности разграничение зон торговым оборудованием, например стеллажами или витринами, делает поиск товара легче.

В результате чего выручка вполне может вырасти на 30-70% только благодаря грамотной перепланировке.

    Но что же входит в грамотную перепланировку?
  • Создание новых пространств для клиентов и персонала

    Ни те, ни другие не должны мешать друг другу во время перемещения и взаимодействия с товаром.

    По возможности, дайте Вашим покупателям стоять вдвоём, а лучше втроём в одном ряду между торговыми стеллажами, рядами.

  • Предотвращение хищений.

    Торговую площадь правильной геометрии эффективнее охранять с помощью систем видео наблюдения.

    А быстрый пеший доступ к отделам магазина, зоне вызова ГБР позволят существенно снизить % хищений.

  • Учёт специфики товарных предложений.

    Имеется в виду, что доступ к товарам, их потребительские особенности не должны быть скрыты от посетителей.

    Грамотное выделение премиальных, высокорентабельных товаров.

  • Связь зон разгрузки, хранения, подготовки к транспортировке.

    Данные пространства должны быть связаны друг с другом и визуально скрыты от основного торгового павильона.

  • Места для обработки товара.

    Этим местом может быть прилавок, целое помещение и т.д. Лучше, чтобы они были связаны непосредственно с торговыми залами, обеспечивали кратчайший путь транспортировки до мест продаж.

Виды планировок торгового помещения

Маркетологи, мерчендайзеры, дизайнеры борются за право диктовать свою точку зрения в построении магазина.

Но есть ли в этом смысл, когда потребители уже давно обозначили наиболее эффективные методы расстановки мебели?

Давайте их рассмотрим

Линейная планировка – при ней оборудование формирует параллельные ряды по которым перемещаются посетители.

линейная планировка

+ Достойная видимость продукции между стеллажами

+ Большая проходимость и максимальное использование площади

+ Удобство обслуживания за счёт маркирования рядов и полок

- Легко потеряться без навесных обозначений и путевых линий.

- Ограничения в виде стеллажей. Труднее создать уникальный дизайн.

Используется: крупными продовольственными, книжными, дисконт центрами, магазинами электробытовой техники и т.п.

Планировка петля – это, возможно, самый популярный метод расстановки торгового оборудования, при котором по внешнему периметру ставится высокое оборудование, а в центре – низкое.

линейная планировка

+ Лучший обзор для посетителей и охраны

+ Подходит для помещений на 50-150 кв. м.

+ Простор для фантазии дизайнеров

- Эффективность использования 1 м. Кв. ниже, чем у линейного вида

- Затруднительно задать уникальный паттерн движения посетителей в магазине

Используется: магазинами одежды, косметики и парфюмерии, продуктовыми, целыми торговыми центрами (при размещении в центре небольших островных точек, и крупных отделов по краям) и т.п.

При боксовой планировки помещение зонируется на отделы, выполняющие уникальные задачи.

линейная планировка

Например, попадая в небольшое помещение, Вы могли заметить как площадь делит кофейня, цветочный магазин, центр копирайтинга и дизайна.

Все они располагаются внутри одного магазина, но делят его «боксы».

+ Сниженная плата за аренду

+ Создание уникального пространства, предоставляющего несколько продуктов/услуг

- Внутренняя конкуренция в помещении

- Возникновение сильной изоляции отделов друг от друга

Произвольная планировкаподразумевает под собой расстановку оборудования без сформированной системы в зависимости от произвольной формы комнаты.

линейная планировка

Так Вы можете сформировать увлекательный лабиринт в мебельном магазине, книжных, антикварных лавках и т.п.

Выставочная планировка произошла от смешения лабиринта и петли. Формируется запланированный путь для покупателей, вдоль которого создаётся выставка товаров, услуг и других предложений.

Вывод: используйте виды планировок по ситуации: в зависимости от Вашего бизнеса/перечня услуг, товаров.

Комбинируйте, общайтесь в дизайнерами-планировщиками, которые смогут посоветовать как выработать максимально удачное решение, подходящее только для Вас.

Блиц вопросов-ответов от нашего дизайнера:

  1. С какими трудностями можно столкнуться при планировке?

    Покупатель пытается разместить максимальное количество товара на участок площади и торгового оборудования.

    Это может привести к изменению интерьера магазина, который позже начнет выглядеть, как склад.

    Придерживайтесь правила: всего – в меру.

  2. На что обратить внимание при оборудовании маленького/большого магазина?

    Сначала следует провести анализ/ проектирование покупательских путей, наложить полученные данные на предметную область бизнеса, и только после этого начинать заниматься подбором оборудования(разных видов, цветов, материалов и т.д.) и графическим дизайном.

  3. Как лучше разместить обслуживающие помещения?

    Техническое помещение лучше размещать как можно дальше от входа и глаза покупателя.

    Старайтесь размещать его рядом кассовыми прилавками, в конце линий стеллажей, дабы эти помещения были известны только для сотрудников.

  4. В каких ситуациях линейная расстановка оборудования не подойдет, а вместо неё лучше будет использовать петлю?

    Определённо при маленьких площадях помещения, т.к. линейно выставленные стеллажи займут значительную часть помещения, в результате чего покупателям будет неудобно и некомфортно находиться внутри такого магазина.

123
×