Локос

Рекламе на Урале 145 лет. Любуемся работами земляков

Приблизительное время чтения: 6 мин

23-го августа Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) представила в Екатеринбурге выставку, где посетители могут увидеть раритетные плакаты и другую рекламу рубежа XIX-XX веков, а также современные работы рекламных агентств Урала. В этом материале проведём вас по экспозиции и расскажем о самом главном.

А ознакомиться с выставкой целиком вы можете на официальном сайте.

Содержание:

  1. Графика – это искусство?

  2. История рекламы на Урале
    1. Великий чайный путь
    2. Личный бренд на дореволюционном Урале

  3. Эстетика рекламы на Урале
    1. Неорусский стиль
    2. Русский Лубок
    3. Советский модерн

  4. Символы Урала в современной рекламе

  5. Завершение

Графика – это искусство?

Рекламе 145 лет

Начало онлайн-экспозиции АКАР

Искусство вторит реальности, но делает её лучше. Как говорят в АКАР, оно «даёт человеку визуальную систему координат». Но ведь реклама делает то же самое!

Выставка в Екатеринбурге исследует то, как искусство и реклама шли бок о бок на протяжении 145 лет. При чём речь не только об изобразительном искусстве, но и о театре, литературе и риторике.

«Задумывая эту выставку, мы хотели показать, что в рекламе есть место не только коммерческому расчету, но и творчеству и философии.»

говорит Владимир Евстафьев, вице-президент АКАР и куратор выставки.

История рекламы на Урале

История рекламы на Урале

Николай II в Челябинске. Справа вывеска лавки братьев Сычёвых. 1904 год.

«Уральская реклама отличается от общероссийской» – без лишних прелюдий заявляют организаторы экспозиции. По их словам, исследования дореволюционной рекламы в Москве или Петербурге не приносят столько оригинальных и неожиданных находок, сколько приносит изучение рекламы родного Урала.

Началом местного плакатного дела авторы считают эпоху Ирбитской ярмарки, которая возникла в 1630-х годах на территории современной Свердловской области. Это была вторая по величине ярмарка в стране, которая проходила раз в год и играла важную роль во внутренней торговле до постройки Транссибирской железнодорожной магистрали в 1891–1916 годах.

В Ирбите торговались товары из Средней Азии и Китая, а также из Сибири, Урала, Архангельска и Москвы. Во время проведения ярмарки в городе действовали театр и цирк, а также издавалась газета «Ирбитский ярмарочный листок». В ней авторы выставки и отмечают первые образцы качественно напечатанной рекламы.

Реклама в газете

Реклама в газете «Ирбитский ярмарочный листок»

Великий чайный путь

В 18-м веке всё в том же Ирбите образовалась первая в России чайная монополия. Причиной послужил «Великий чайный путь», который соединял китайский город Ухань и Москву маршрутом, по которому караваны десятилетиями доставляли чай.

Великий чайный путь

Карта «Великого чайного пути» в 18 веке

Следы «Чайной лихорадки» остались в типографических материалах тех времён. Просто посмотрите на эту проработку. В эпоху задолго до изобретения графических редакторов эта работа, безусловно, выглядела произведением искусства.

Плакат товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко.»

Плакат товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и Ко.»

Интересный факт. Прессованный чай в те времена использовался как валюта в торговле с восточными народами. Так, одна плитка прессованного чая от торгового дома Грибушина приравнивалась к 5 царским рублям. Именно от этого торгового дома и не от какого другого. Настоящий знак качества!

Типографское объявление торгового дома М.И. Грибушина

Типографское объявление торгового дома М.И. Грибушина

Личный бренд на дореволюционном Урале

Старый Урал

Екатеринбург издавна является городом, куда стекаются наиболее богатые и требовательные покупатели со всего Урала. Именно такая среда в конце 19-го века сформировала династию купцов Агафуровых, чья фамилия тогда была нарицательным для лучших магазинов в городе.

Татарин Хисаметдин Агафуров основал именную лавку, где продавался табак и разные мелочи в 1868 году. Камалетдин и Зайнетдин – дети предпринимателя – продолжили дело отца в будущем. Они значительно разнообразили товарный ассортимент и впервые внедрили то, что мы бы назвали управлением клиентским опытом.

Приказчики (сотрудники – прим. «Локос») Дома Агафуровых всегда были чисты и хорошо одеты, соблюдали нормы этикета и даже учились танцам, чтобы держать аристократическую осанку. Агафуровы также нанимали парикмахеров для своих сотрудников и не брали на работу людей непривлекательной внешности. Всё для того, чтобы покупатель наслаждался каждой секундой клиентского опыта.

Торговый дом Агафуровы

Агафуровы прибегали даже к коллаборациям, PR-инструменту новейшего времени. В фирменных магазинах семьи можно было купить не только патефоны, но и эксклюзивную музыкальную пластинку «Марш Агафуров», которую американская компания «Zonophone» записала специально для заказчиков. Фонограмма была записана 25 июля 1910 года в Лондоне, при участии дирижера Отто Кассау – скрипача екатеринбуржского оркестра.

Грампластинка фирмы «Зонофон»

Грампластинка фирмы «Зонофон»

Эстетика рекламы на Урале

В отличие от художников, авторы рекламных материалов редко причисляют себя к определённому направлению. Поэтому выразительный язык этого творчества развивается вольно и непредсказуемо. Но тем интереснее его изучать! Авторы АКАР останавливаются на нескольких традициях, следы которых просиживаются в уральских рекламных плакатах.

Неорусский стиль

Поиск красоты в самих себе не чужд соотечественникам. Поэтому отдельным направлением в плакатном искусстве дореволюционного Урала стал ранний Модерн – Неорусский стиль.

Неорусский стиль

Неорусский стиль плаката. Неизвестный автор. 1910 год.

Использование фольклорных и других национальных мотивов, а также преемственность у эстетической школы традиционного русского искусства сделали Неорусский стиль амбассадором всего «традиционного» в рекламе. К слову, этот тренд активен и по сей день.

Русский Лубок

Лубок – это метод гравировки, который прочно укоренился в быту как крестьянского, так и городского населения царской России. Он заменял не только газеты, книги и картинки, но и иконы.

Лубочная картина

Лубочная картина, раскрашенная поверх отпечатка

Лубочный «негатив» представляет из себя деревянную плитку, на которой узоры вырезаны таким образом, чтобы собираться в единую картину.

Глубокие вырезы на «негативе» позволяли сделать отпечаток лубка и моментально воспроизвести картинку на новой поверхности. Позже это назовут «высокой печатью». Это первый способ относительно дешевого тиражирования изображений, появившийся в России.

Эстетика русского лубка, по наблюдениям авторов экспозиции, нашла своё отражение в поздних работах, уже советской рекламы.

Лубок

Советская «агитка», отсылающая к эстетике лубка. Л.В. Саянский – УралРОСТА №9, 1920 год.

Большевистская агитация эксплуатировала привычные широким массам формы творчества, чтобы поддерживать для коммунистов образ политической силы, которая «говорит на одном языке» с народом.

Лубочная живопись на время оказалась инструментом идеологической борьбы. Например, лубки на военные темы в 1914–1946 годах рисовали профессиональные художники: К. Малевич, В. Маяковский и другие.

Советский модерн

Начало 20-го века принесло в Россию фундаментальные изменения. Наименее болезненным из них явилось признание профессии плакатиста. Вчерашние рекламщики стали авангардом коммунистической агитации.

Военный плакат

Военный плакат. Автор – Г.В. Ляхин. 1941 год.

Авторы экспозиции отмечают интересное явление. После революции 1917 года плакатное ремесло стало искусством с собственным выразительным языком, который теперь даже оказывал влияние на другие художественные формы.

Большинство из нас услышав про «советский плакат» представят себе брутальное минималистичное полотно, которое «забивает» в голову зрителя единственную идею. Но среди работ уральских плакатистов можно встретить и совсем неожиданные сюжеты.

Плакатное ремесло

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» – А.П. Апсит, 1919 год

Согласитесь, ради одной сцены с большевистским Прометеем, окруженным горняками и башкирами, стоит посетить эту выставку. Хотя бы онлайн.

Символы Урала в современной рекламе

Логотип г. Сатки

Логотип и фирменный стиль г. Сатки от студии А. Лебедева

Помимо оригинальных работ прошлого авторы экспозиции уделили внимание и современным проявлениям. По их наблюдениям, в «концептуальное поле» региона входят по меньшей мере 5 эпитетов:

  • Горнозаводской
  • Каменный
  • Металлический
  • Самоцветный
  • Малахитовый

Лето на заводе

Сайт креативного кластера «Лето на заводе» в Екатеринбурге

Завершение

Мы благодарим Ассоциацию коммуникационных агентств России в г. Екатеринбурге за организацию важной и интересной экспозиции, доступ к которой открыт для всех желающих.

Если вам понравился наш вольный пересказ, рекомендуем посетить сайт организаторов, чтобы рассмотреть все материалы и насладиться творчеством земляков разных эпох.

***

Ознакомиться с другими нашими материалами вы можете на нашем сайте: Нажми для перехода

Или обратившись в наши магазины по адресам:
ул. Свердловский пр-т, 39
Телефон: (351) 225-00-41
ул. Комсомольский пр-т, 94
Телефон: (351) 723-02-41
г. Миасс, ул. 8 марта, 189
Телефон: (351) 357-04-54

**Изображения плакатов являются частью оригинальной экспозиции от АКАР и принадлежат правообладателям.

123
×