Приблизительное время чтения: 5 мин
СССР – это не просто глава в мировой истории, но и своеобразные философия и эстетика. Многие советские взгляды уже устарели и навсегда ушли в прошлое, но остались и подходы, которые актуальны до сих пор. В нашем оригинальном материале расскажем о советских принципах промышленного, которыми по сей день вдохновляются те, кто делают жизнь удобнее.
Содержание:
История советского дизайна
Промышленный дизайн в СССР берёт своё начало с индустриализацией в 1920-х годах. Тогда молодое государство создало много институтов, которые занимались разработкой дизайна, и появилось множество «дизайнерских» проектов, которые отражали принципы конструктивизма.
Ещё тогда открылись художественно-технические мастерские ВХУТЕМАС, которые занимались разработкой предметов быта, архитектуры и даже графики. Там преподавали такие столпы, как художник Василий Кандинский, архитектор Фёдор Шехтель, художник-график Николай Купреянов и многие другие.
Начиная с 1930-х годов промышленный дизайн в СССР развивался в стенах институтов, научных центров и конструкторских бюро. Они занимались комплексной разработкой изделий для различных отраслей промышленности, в том числе и в вопросе внешнего вида.
К слову, в СССР слово «дизайн» не использовалось. Вместо него употребляли термин «художественно-техническая разработка». Среди советских промышленных дизайнеров можно отметить, например, пионера прогрессивных искусств – Александра Родченко.
В 1930-х годах промышленный дизайн в СССР стал более функциональным, а в 1950-х годах была усиленная работа над стандартизацией. Эти повороты стали ключевыми для всей мировой истории дизайна, и далее мы расскажем, почему.
Функциональность
Во времена СССР принцип функциональности был самым важным фактором при проектировании любого изделия. Концепция материализма диктовала: «Человеку нужны полезные вещи, а не красивые».
Ярким примером будет советский прототип умного дома – компьютер «СФИНКС» (Супер-Функциональная Интегрированная Коммуникативная Система). Это набор инструментов, которые должны были стать современными: планшетом, смартфоном, ноутбуком, домашним кинотеатром и т.д.
Этот проект 1986 года остался прототипом из-за особенностей работы плановой экономики. Производить такое было проблематично и дорого, а чинить – ещё сложнее. Однако, мы можем с уверенностью сказать, что, если бы не это обстоятельство, у истоков современных компьютеров стояли бы советские инженеры.
Как дизайнер, я вдохновляюсь советскими принципами и стараюсь интегрировать их в свои собственные работы.
К. Форд – дизайнер интерфейса Microsoft Windows 95
Сегодня принцип «функциональное, а не красивое» развился и трансформировался в «Красивое должно быть функциональным». В таком виде он остаётся одним из основных принципов мирового дизайна. Об этом говорят Наото Фукасава, Хелла Йонгериусa и другие герои нашей рубрики «Промышленные дизайнеры».
Стандартизация
Будем честны, для многих слова «СССР» и «дефицит» связались плотной ассоциацией. У того были свои причины. Поэтому большая часть советской продукции была типовой и легко заменимой.
Это явление, например, стало главным сюжетным обстоятельством фильма «Ирония судьбы или С лёгким паром». В нём главный герой не понимает, что оказался в чужой квартире, потому что в ней всё точно такое же, как у него дома. Даже ключ подходит к замку.
В общем, стандартизация позволяла производителям достичь наибольшей экономии в производственных процессах. Но вместе с тем она имела и преимущество!
Один из наиболее известных примеров мебели, созданной с использованием принципов стандартизации, – это кресло "Купава". Лаконичный дизайн, созданный на основе стандартных элементов, позволял производить продукт в больших количествах, а также без труда разбирать и транспортировать его.
Что-то напоминает? Конечно, это же как в старой-доброй IKEA. Типовая сборная мебель, в которой можно заменить любую деталь. Отличие одно – для шведского бренда это философия, а для СССР – это была необходимость.
Так что достаточно лишь добавить советскому подходу немного изящества, и получится актуальный сегодняшнему дню промышленный дизайн.
Простота
Важным аспектом советского дизайна было использование минимального количества деталей и материалов при создании продукта. Это позволяло не только снизить стоимость производства, но и упростить процесс монтажа и сборки.
Примером такого дизайна может служить знаменитый советский стул с двумя деталями-ножками изготовленный в 1960-х годах на Московской мебельной фабрике № 1. Он состоял всего из нескольких деталей: сиденья, спинки и двух ножек, которые прикреплялись к сиденью на винтах.
В современном мире простота – это не только эстетика, но и необходимость. В эпоху инфошума ненужные усложнения приносят серьёзный дискомфорт. Поэтому любой опытный дизайнер стремится сделать продукт таким, каким он должен быть, и не больше.
Интересный факт
Мало кто знает, что СССР был одним из первых государств, где изобрели мобильные дома.
Это произошло в 1960-х годах, когда были разработаны серии транспортабельных малогабаритных помещений. Они представляли собой компактные конструкции, которые можно легко перевозить с места на место.
Эти «дома» были функциональными и доступными, поэтому использовались в том числе в регионах с экстремальными условиями работы.
Сейчас же в этой разработке нетрудно разглядеть прообраз капсульных отелей, где максимально эффективно используется пространство. Может быть, наши современники вдохновлялись именно советскими концептами и адаптировали их под текущие нужды человека.
***
Советская школа промышленного дизайна несёт в себе много ценного. Но не меньше актуальных концепций предлагают и современные дизайнеры. А реальная жизнь вносит во всё это дополнительные коррективы.
Учесть всё это и создать функциональный и эстетичный дизайн интерьера или его атрибутов может только профессионал с реальным опытом. Как раз такие работают в Локос.
Если вам нужно обустроить квартиру, магазин или офис – мы гарантируем вам чуткий сервис, релевантный дизайн и качественное исполнение в срок. Эти принципы – основа нашей работы.