Полностью избежать текучки кадров не получится, но давайте узнаем, как найти сотрудников на рынке труда, которые могут превратиться в действительно ценных специалистов, а вопрос их последующей мотивации, удержания, карьерного роста оставим пока на потом.
Подготовка к собеседованию
Поэтому рассмотрим подробнее, как найти сотрудника на работу в компанию.
Описание вакансии
Оно может включать в себя следующее:
Рабочие обязанности
Не стоит требовать от кандидата того, что не потребуется при выполнении работы. Но, умалчивать о том, что потребуется, категорически не стоит – если определенные обязанности не прописаны в должностной инструкции, не были указаны в вакансии, оговорены при собеседовании или не закреплены в трудовом договоре, то сотрудник вправе отказаться от выполнения той или иной работы. Дисциплинарные взыскания или увольнения в этом случае работник с успехом сможет оспорить в суде.
Личностные характеристики
Внешние данные
Компетенции и навыки
Мотивация
Алгоритм поиска сотрудника
Как привлечь сотрудника в компанию?
Выделяют 2 метода, как искать сотрудников на работу и привлекать их:
1. Пассивный поиск. Сотрудники, ответственные за поиск и привлечение персонала, размещают информацию о вакансии, после чего ожидают отклики. Далее останется проводить собеседование кандидата или нескольких кандидатов. Источники поиска: job-борды, рекрутинговые агентства и биржи труда, профильные печатные или онлайн-издания, интернет-СМИ, корпоративный сайт, наружная реклама.
2. Активный поиск. Компания сама осуществляет поиск будущих сотрудников в соответствии с требованиями к вакансии. Источники поиска: ярмарки вакансий, рассылки по e-mail или в мессенджерах (часто проводится среди внешнего резерва – соискателей, которые ранее участвовали в собеседовании, но по каким-то причинам не были трудоустроены), изучение резюме на job-порталах, сотрудничество с учебными заведениями, дни открытых дверей. Сюда же можно отнести активное переманивание высококлассных специалистов у конкурентов, реферальные программы для действующих сотрудников (приведи друга, который успешно отработает испытательный срок, и получи премию
Следующее о том, как нанимать сотрудников на работу, касается того, как и чем заинтересовать соискателя. Согласитесь, что трудовые отношения подразумевают взаимные интересы 2-х сторон: работодателя и сотрудника.
Привлекать специалистов можно:
- Уровень оплаты труда (как зарплаты, так и премий), соцпакет.
- Масштаб деятельности, интересные, нестандартные задачи.
- Комфортная атмосфера и различные бонусы (например, комната релакса или собственный тренажерный зал, компенсации за ГСМ, мобильную связь и пр.).
- Возможность карьерного роста (карьера молодых специалистов интересует наравне с уровнем дохода).
- Официальное оформление, возможность обучения за счет компании.
- Репутация компании, известность на российском, международном рынке.
- Участие в зарубежных проектах, командировки.
- Удобный график работы.
- Местоположение офиса.
Разместите вакансию
Рекомендации по составлению объявления:
- Кратко, но емко указать рабочие обязанности – не нужно пересказывать отраслевые стандарты к конкретным специальностям, должностные инструкции, но умалчивать об основных обязанностях тоже не стоит.
- Опишите условия работы – как труда, так и отдыха.
- Кратко сообщите о целях компании, ее корпоративной политики в отношении сотрудников.
- Обязательно отметьте все те выгоды, которые отличают вас от конкурентов.
Просмотр резюме
Собеседование
Линейные специалисты
Для линейных специалистов можно проводить групповое собеседование в офисе или дистанционно через видеосвязь.
Руководители
Важные детали
Как проводить собеседование, чтобы нанять идеального сотрудника? Обращайте внимание на детали.
Некоторые моменты:
- Отношение к мероприятию. На собеседовании обращают внимание на внешний вид, стиль одежды, манеру разговора. Неопрятность может свидетельствовать о том, что такое же отношение будет к работе. Человек опоздал на собеседование? Пунктуальность, скорее всего, не его личное качество, хотя ситуации бывают разные.
- Как кандидат держится. Уверенное поведение, спокойная, рассудительная манера общения говорит о том, что человек знает себе цену, понимает, что от него требуется, готов работать на результат. Напротив, нервозное поведение, желание сразу же ответить на вопросы, соглашение со всеми возражениями или дополнениями свидетельствуют лишь о том, что соискателю сильно нужна эта работа (может, по финансовым соображениям), а будет ли надлежащая отдача, результативность – неизвестно.
- Какие ответы дает на нестандартные вопросы. Нет смысла задавать только стандартные вопросы кандидату на собеседовании. Ситуационные вопросы помогут узнать, готов ли кандидат искать нетривиальные решения и, что самое важное, брать на себя ответственность за них.
Что спросить на собеседовании?
Адаптационный период
Испытательный срок необходим как работодателю, так и работнику. Работодатель узнает, подходит ли сотрудник, хорошо ли справляется с обязанностями, есть ли у него мотивация, потенциал. Работник сможет оценить свои силы, узнать о компании изнутри, решить – готов ли серьезно работать на результат или нет.
Методы адаптации (онбординга) новичка:
- Адаптационная беседа. Общение «тет-а-тет» через определенные промежутки времени для своевременного выявления трудностей, помощи новому сотруднику.
- Онбординг раздел на корпоративном сайте, в базе знаний. Заинтересованный человек будет искать пути для самостоятельного получения информации. Если сайт или база знаний отсутствуют, то можно подготовить небольшую брошюру или листовку.
- Наставничество. Классический метод адаптации, когда опытный сотрудник берет шефство над новичком – показывал, что, как нужно делать, отмечал ошибки. При наставничестве растет новичок, сам наставник. Обучение на примере реальных задач, методов их решения эффективнее любой теории. Но на наставничество требуется рабочее время наставника.
- Очный тренинг.Welcome-тренинг проводится для новичков в формате тренинга или презентации. Достаточно нескольких встреч на первой рабочей неделе.
- Баддинг. Нового работника в курс дела вводит его коллега из отдела. При баддинге коллега постоянно находится рядом с новичком, их отношения, в принципе, выстраиваются на равных.
- Шедуинг. Подход в наставничестве, когда стажер сопровождает наставника при всех рабочих процессах, учится на реальных примерах. Это адаптация посредством наблюдения.
- Геймификация. Использование элементов игры в адаптационный период с применением онлайн-платформ (LMS-систем). Квесты, соревнования, турнирные таблицы, награды – все это лучше влияет на адаптацию, чем знакомство с сухим текстовым материалом, пусть и интерактивным.
Какой метод выбрать? Каждый работодатель решает сам – можно, даже нужно комбинировать несколько методов, ведь именно компания заинтересована в профессиональных кадрах.
Ошибки при выборе сотрудника
Распространенные ошибки:
- Рабочие обязанности не соответствует должностной инструкции, с которой знакомят соискателя при заключении договора.
- Личные качества кандидата не учли, в итоге в коллективе появился конфликтный или замкнутый в себе сотрудник.
- Не проведена адаптация – новичок совершает много ошибок, не знает, к кому обратиться за помощью, чем усугубляет свое положение.
Заключение
Как нанять сотрудников в ИП со штатом в 15 человек или в подразделение крупной международной компании? Общий принцип в обоих случаях будет одинаковым.
Чек-лист для проверки, всё ли учтено при поиске и найме специалистов:
- Сформировать профиль будущего сотрудника – это информация для личного пользования руководством, HR-менеджером, поэтому придерживаться политкорректности не требуется.
- Выбрать метод поиска – активный или пассивный, комбинированный (активный и пассивный), инструментами поиска (профильные сайты, рекрутинговые агентства или рекрутеры-фрилансеры, собственный HR-отдел (кадровая служба).
- Выявить, чем привлекать кандидатов на конкретную вакансию.
- Составить текст объявления в соответствии с требованиями законодательства, чтобы за некоторые формулировки не нести административную ответственность.
- Ознакомиться с резюме, отобрать достойных кандидатов, назначить дату, время, место, где будете проводить собеседование.
- На собеседовании обращайте внимание на детали – пунктуальность, стиль одежды, манеру общения, характер ответов на вопросы.
- Заключите трудовой договор, если нанимаете сотрудника в штат.
- Проведите адаптацию нового сотрудника выбранными методами.
Мы рассмотрели основы найма персонала – где и как искать кандидата, как проводить собеседование на работу, как помогать при адаптации, испытательном сроке.