Но как правильно предоставить эту информацию? Кто проверяет наличие уголка потребителя? Какие документы продавец обязан разместить на стенде? Ответим на все вопросы и расскажем зачем предоставлять покупателям информацию о компании и как ее лучше оформлять.
Нужен ли уголок потребителя современному бизнесу?
Уголок потребителя — это специально выделенное место в официальных или виртуальных пространствах бизнеса, где предоставляется информация и документы, необходимые покупателям. По закону «О защите прав потребителей» все юридические лица обязаны иметь уголок покупателя. Он создается с целью удобства и безопасности для клиентов.
Когда нужен уголок потребителя?
Например, для предприятий, работающих в сфере розничной торговли, общественного питания, медицинских услуг и других отраслях, где взаимодействие с клиентами играет ключевую роль в деятельности.
Обязательно ли иметь уголок потребителя?
Да, обязательно.
Законодательство предписывает предоставлять информацию о правах и обязанностях потребителей, а также решать возникающие претензии и конфликты. Уголок потребителя является способом исполнения этих требований.
Правила оформления уголка потребителя
Внешний вид уголка не ограничивается жесткими правилами - главное, чтобы информация была представлена в ясной и понятной форме. Основная цель состоит в том, чтобы обеспечить наглядность и доступность представленной информации. (п. 2 ст. 8 ЗОЗПП)
На стенде должна быть размещена информация о правах и обязанностях потребителя, контактные данные для обратной связи, а также образцы необходимых документов, например, бланки заявлений или инструкции по возврату товара.
Интернет-магазин
В уголке потребителя должна быть предоставлена полная и точная информация, необходимая для понимания прав и обязанностей покупателя.
В перечень можно включать информацию о процедуре возврата товара, рекомендации по безопасности, правила пользования услугами и другую существенную информацию. Кроме того, необходимо предоставить образцы документов, таких как бланки заявлений или жалоб, чтобы потребитель мог быстро и легко оформить свою претензию или запрос.
Какие документы нужны для уголка покупателя?
- ОГРН/ОГРНИП и наименование зарегистрировавшего органа, ИНН;
- фирменное наименование;
- лицензии, свидетельства об аккредитации, сертификаты на работу, если они есть;
- книга жалоб и предложений;
- номер телефона контактного лица, которому клиент может пожаловаться;
- распечатанный закон РФ «О защите прав потребителей»;
- правила торговли и оказания услуг;
- список контролирующих органов и территориального органа Роспотребнадзора, контакты полиции и пожарной службы;
- журнал учёта проверок;
- режим работы;
- адрес (место нахождения).
Лист записи единого реестра, сертификаты и лицензии размещайте в виде заверенных копий.
Требования к уголку потребителя регламентируют ст. 8 ЗОЗПП, ст. 9 ЗОЗПП, ст. 10 ЗОЗПП, ст. 495 ГК РФ, Приказ Минпром торга РСФСР от 28.09.1973 No 346..
По желанию вы также можете разместить следующую информацию:
Где взять нужные документы?
- ИНН, лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ выдаёт налоговая инспекция.
- Закон о защите прав потребителей и книгу жалоб и предложений можно найти в интернете и распечатать самостоятельно или купить в книжном магазине.
- Контакты контролирующих органов указаны на сайте городской администрации.
А также использовать информацию из официальных источников: веб-сайты, правительственные порталы или специализированные организации, связанные с вашей отраслью. Там вы можете найти актуальные документы, связанные с правами потребителей или требованиями к информации на стенде.
Юридическая основа уголка потребителя
«Уголок потребителя» регламентируется двумя нормативными документами: Законом РФ «О защите прав потребителей» и Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 No 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров».
Эти нормативные документы не содержат название «Уголок потребителя». Зато в них определено, какую информацию предприниматель обязан довести до сведения потребителя.
Кто проверяет наличие уголка потребителя?Проверку наличия уголка потребителя и всех необходимых документов осуществляет Роспотребнадзор и другие федеральные органы исполнительной власти. Эти органы могут проводить внеплановые проверки по своей инициативе или в ответ на жалобы. По результатам проверки будет составлен акт и внесена запись в журнал учета проверок.
В связи с частыми изменениями в законодательстве, рекомендуется регулярно обновлять информацию на стенде.
Неправильное оформление потребительского уголка является нарушением прав ваших клиентов. За такие нарушения предусмотрены штрафы и административная ответственность.
Штрафы за отсутствие уголка потребителяРоспотребнадзор узнаёт о нарушении из жалоб покупателей или наблюдений сотрудников ведомства. За ошибки в оформлении штрафуют по ст. 14.5 КоАП
- ИП — на 15000 — 20000 рублей
- Должностные лица — на 3000 — 4000 рублей
- Юр лица — на 30000 — 40000 рублей.
При первом нарушении штраф заменяют на предупреждение. Недочёты просят устранить в определённый срок.
Если вы не согласны с результатами проверки, вы имеете право обжаловать их в течение 15 дней с момента получения акта. Размеры штрафов регламентируются статьей 14.5 КоАП РФ.
В заключении хочется напомнить, что уголок потребителя — это не просто формальность, а способ установить доверительные отношения с клиентами и показать, что ваш бизнес готов предоставить всю необходимую информационную поддержку
Уверенность покупателя в своих правах и знание процедур обращения с претензиями способствует укреплению репутации компании и повышению уровня доверия со стороны клиентов. Будьте готовы к взаимодействию с клиентами, и уголок потребителя станет важным инструментом в вашем бизнесе.